Компьютерная игровая зависимость
Несколько десятилетий назад компьютер для людей был прорывом в технике. Встретить его в квартире было большой редкостью. Сегодня он есть наверно у каждого. Его используют для работы, поиска необходимой информации, отдыха.
Не существует ни одного человека на планете, не игравшего или хотя бы не слышавшего о компьютерных играх. Первые симуляторы изобрели еще в 50-х гг. Зачастую такие программы создаются по сюжетам книг и кинофильмов.
Производство компьютерных игр приобрело мировые масштабы. Пару часов в неделю такого времяпрепровождения, конечно, никому не принесет вреда. Однако чрезмерное увлечение провоцирует формирование тяги.
[toc]
Статистика и психология формирования
Игра присутствует в жизни каждого: футбол, развлечения в детсаде, шашки и остальные. Но компьютерные симуляторы отличаются от них: заставляют погружаться в вымышленный мир, далекий от реальности.
Игровая зависимость от компьютерных игр — уход от действительности в киберпространство. Психологическое состояние зависимого меняется. Больной путает действительность с придуманным миром. В запущенных случаях воображение становится единственной средой обитания.
Имеется много разновидностей компьютерных игр.
Наиболее опасными для психологического состояния являются сетевые.
Зависимый погружается в жизнь выдуманного героя: влюбляется, заводит друзей, враждует. В киберпространстве эмоции ярче, насыщеннее.
Психология игровой зависимости характеризуется:
- дезориентацией во времени;
- нескончаемым чувством чего-то нового;
- искаженным пониманием своего «Я»;
- нарушением сознания;
- антисоциальными характеристиками;
- ощущением виртуальной власти;
- нарушением волевого аспекта.
Зависимости больше подвержены школьники, студенты. Это обусловлено незрелостью психического развития, внушаемостью в силу юного возраста.
Болезнь наблюдается и у взрослых. Человек уходит из реального мира в киберпространство во время кризисов, трудностей, при наличии тяжелых заболеваний.
При зависимости от симуляторов наблюдаются изменения:
- увеличение чувства тревоги;
- сильный страх, панические атаки;
- чрезмерная агрессивность, раздражительность;
- девиантная поведенческая модель, социопатия;
- появление склонности к насилию;
- повышение риска возникновения психических нарушений.
Согласно статистике, игровой зависимости больше подвержены мальчики-подростки. 80% из них проводят в виртуальной реальности более семи часов в сутки. 50% девочек играют максимум пять часов в день.
Компьютерная игромания наносит серьезный вред человеческой психике. Зависимые люди «выпадают» из социума, становятся агрессивными, раздраженным. Их почти невозможно контролировать.
Понятие игровой компьютерной зависимости
Игровая компьютерная зависимость определяется, как расстройство мозга, мотивации, памяти и взаимосвязанных с ними систем. Эти проблемы вызывают определенные психологические, физиологические, социальные и духовные проявления.
Зависимый утрачивает способность к воздержанию, контролю над поведением. У него наблюдается сильная тяга, ненормальная эмоциональная реакция. Он не осознает и не видит своей проблемы. Для болезни свойственны ремиссии и рецидивы. Если не принять меры, то патология приведет к инвалидности и смерти.
Компьютерная игровая зависимость — разновидность взаимоотношений человека и машины. Это чрезмерное эмоциональное привыкание ни к технике, а к тому, что она дает. Больной жаждет заполнить все время играми, но это невозможно по объективным причинам.
Ребенку мешает школа и родители. Взрослому — семья, работа. Если этих факторов не будет, то зависимый полностью погрузиться в выдуманный мир. Вытянуть его оттуда крайне тяжело.
Конечным этапом развития зависимости будет полное погружение в киберпространство. Звучит устрашающе, но это нужно принять как неизбежное. Однако этого удастся избежать, если начать лечение.
Патогенез формирования
Распространенной причиной формирования патологического влечения становятся особенности личности, черты характера. Обидчивым людям, склонным к хроническим депрессиям, имеющим заниженную самооценку, свойственно уходить от «жестокой» действительности.
В реальности они не могут наладить межличностные отношения, становятся своего рода «изгоями». В киберпространстве их никто «не достает», не мучает вопросами. Там они могут быть тем, кем хотят. Таким образом формируется зависимость, с которой тяжело справиться без профессиональной помощи.
Патология может развиться из-за невосприятия себя таким, как ты есть, от одиночества и непонимания близких людей. Больной постоянно находится в напряженном состоянии, эмоциональном истощении.
Зависимость бывает следствием воспитания в детстве и обусловлена гиперопекой или высокими требованиями родителей.
В первом случае ребенок вырастает несамостоятельным. Он привык, что за него все решали родственники и во взрослой жизни не способен что-то сделать сам. В игре все проще: она проста в действиях и в ней все заранее решено.
Во второй ситуации у ребенка формируется очень низкая самооценка. В компьютере можно постоянно быть лидером, самоутверждаться за счет виртуальной реальности.
Зачастую людям бывает не интересна их реальная жизнь, поэтому они погружаются в киберпространство. Они просто не понимают, что можно найти себе увлечение, хобби. Заняться спортом, начать путешествовать, а не убегать от действительности в игры.
Стадии и последствия
Развитие патологической тяги происходит поэтапно:
- Легкая заинтересованность: больной проходит адаптацию.
- Увлеченность: проявляется сильная тяга. Каждый сеанс дольше, ставки увеличиваются. На этой стадии человек еще может противостоять своему влечению.
- Зависимость: тяга к симуляторам достигает наивысшего значения. Человек постоянно борется с желанием играть. Отказаться от «хобби» становится практически невозможно. Время пребывания за компьютером резко увеличивается.
- Привязанность: предыдущий этап длится продолжительное время. После этого тяга стихает и набирает оборот с большей силой. Игра становится смыслом жизни для больного, деньги являются только символом. Человек не в состоянии самостоятельно побороть свое пристрастие. Зависимый отвлекается от компьютера только по принуждению.
Последствия игровой мании:
- регулярные конфликты с родственниками, распад ячейки общества;
- потеря друзей;
- понижение социального статуса;
- большие денежные долги;
- деградирование.
Чтобы избежать всех перечисленных проблем, патологическое состояние нужно своевременно выявить и начать лечить.
Признаки и симптомы
Определить патологическую тягу нетрудно. Признаки компьютерной игровой зависимости:
- Перед игрой человек находится в хорошем расположении духа, в экстазе перед началом действия. Он стремится поскорее закончить все дела, чтобы погрузиться в виртуальный мир.
- В процессе игры зависимый перевозбужден, эмоциональное состояние приподнято. Все чувства обостряются.
- Если по каким-то причинам нужно оторваться от компьютера, человек раздражается, тревожится.
- Сократить время нахождения за техникой становится невозможно.
- Тяга изначально проявляется эпизодами, затем приобретает систематичность.
- Больной постоянно обещает прекратить играть и начать проводить время с близкими. Его слова ни к чему не приводят.
- Игра является способом ухода от трудностей, одиночества, плохого настроения и т.д.
Все перечисленные признаки говорит о формировании зависимости. С ней необходимо бороться, чтобы избежать неблагоприятных последствий.
Как бороться: 8 советов
Рекомендации, как самостоятельно справиться с патологическим влечением:
- Нужно внимательно следить за временем, которое проводится за компьютером. Желательно записывать на бумагу, во сколько началась игра и когда она закончилась. В конце недели подсчитать количество часов, уходящее на сомнительное занятие. Цифра заставит серьезно задуматься.
- Необходимо установить лимитированное время в игре. Для удобства можно поставить таймер. Если даже после его сигнала действие за компьютером не прекращается, хотя бы будет известно точное время, потраченное на «хобби». Если зависимость находится не совсем в запущенной форме, можно выбрать определенные дни или часы, посвященные виртуальной реальности. Рекомендуется установить денежный лимит, который ежемесячно будет расходоваться в игре.
- Желательно выбирать симуляторы, прохождение которых не занимает много времени. Некоторые игры тяжело пройти, и они затягивают в виртуальный мир еще сильнее.
- Нельзя воспринимать симулятор, как некое соревнование. Это всего лишь игра и не нужно бояться ее прекратить, так и не дойдя до финала. Это виртуальный мир, никто не будет осуждать за то, что дело не доведено до конца.
- Нужно заслужить время за компьютером. Нельзя садиться за игры, пока не будут выполнены все дела. Не нужно полностью отказываться от своего увлечения. Необходимо просто понять всю многогранность окружающего мира.
- Игры за компьютером рекомендуется заменить их трансляциями. В это время необязательно находиться за монитором. Можно заняться полезными делами. Например, убраться в квартире или приготовить обед.
- Если возникает осознание того, что пора вернуться в реальность, рекомендуется резко отказаться от компьютерных игр. Сделать это тяжело, но необходимо. Можно удалить с оборудования все симуляторы, отдать диски знакомым на определенное время. После этого больше времени будет проводиться с близкими и придет осознание, что киберпространство не способно заменить настоящий мир.
- Чтобы избавиться от зависимости навсегда, нужно определить причину, по которой она сформировалась. Устранив ее, получится освободиться от патологического влечения.
Если самостоятельно побороть зависимость не получается, нужно обратиться к специалисту.
ВашНарколог рекомендует: тест на игроманию
Чтобы определить наличие зависимости, необходимо согласиться или опровергнуть перечисленные утверждения:
- Нахождение за компьютером продолжается часами. Можно отказаться от потребления еды, гигиенических процедур и прочего, чтобы продлить сеанс в игре.
- Регулярно происходят задержки в игре больше планированного времени.
- О себе человек мыслит, как о виртуальном персонаже с репутацией в игре, а не как о реальной личности.
- Киберпространство важнее общения с людьми в реальном мире (даже иногда).
- После прохождения игры чувствуется наслаждение. Хочется опять испытать эйфорию, адреналин, удовлетворение повторно.
- От симулятора тяжело оторваться, даже по чьей-то просьбе.
- Остановить игру во время важных событий (баталий, боев и т.д.) сложно.
- Приходится скрывать увлечение компьютерными играми, потому что стыдно признаться сколько времени на это уходит.
- Близкие замечают патологическое пристрастие.
- Из-за симуляторов не хватает времени на учебу, домашние обязанности, работу и т.д.
- При невозможности сесть за компьютер, ухудшается настроение.
- Погружение в вымышленный мир происходит даже на рабочем месте, в учебном заведении.
- Из-за игр были прогулы на работе, учебе.
- За компьютером намного легче снять стресс, чем применяя другие методы.
- Из-за игр ухудшились взаимоотношения с друзьями, семьей.
- В симуляторы вкладываются денежные средства, необходимые для иных целей.
Чем больше положительных ответов, тем выше риск развития игровой зависимости.
Если их более 50%, то нужно обратиться за консультацией к специалисту. Патология начала развиваться.
Профилактические мероприятия
Специфической профилактики не существует. Снизить вероятность формирования тяги к компьютерным играм поможет соблюдение рекомендаций:
- если человек много времени уделяет виртуальной реальности, его нужно показать доктору;
- нужно постараться вникнуть в смысл симуляторов, в которые играет близкий: это поможет найти точки соприкосновения, построить доверительные отношения;
- нельзя критиковать при человеке, увлеченным компьютером, игры: нужно мягко выражать мысли по этому поводу;
- необходимо понять, что именно привлекает в киберпространстве, чего не хватает в реальности;
- ограничить доступ к книгам, фильмам, играм с насилием: это подавит агрессивность.
Перечисленное снизит риск появления зависимости. Однако если человек много времени проводит за компьютером, проявились первые симптомы патологического влечения, его нужно уговорить нанести визит доктору.